Содержание:
ОГЭ по информатике 5 задания объяснение
Уровень сложности — базовый,
Максимальный балл — 1,
Примерное время выполнения — 6 минут.
Алгоритм для конкретного исполнителя с фиксированным набором команд
Рассмотрим понятия, которые пригодятся для решения задач данной темы:
- Алгоритмом называется последовательность команд, предназначенных для выполнения какого-либо действия.
- Для выполнения алгоритма необходим исполнитель. Выполнять алгоритм, то есть быть исполнителем, может робот, компьютер, машина или даже человек.
- У исполнителя должна быть система команд, которые он может выполнять.
- И, кроме того, для исполнителя должна быть предусмотрена среда исполнения — то есть пространство, в котором он действует или существует.
Исполнитель Чертежник
- Большинство заданий 5-го варианта связано с исполнителем Чертежник, который перемещается на координатной плоскости согласно алгоритму:
Повтори k раз Сместиться на (a1,b1) Сместиться на (a2,b2) Конец
перемещение исполнителя по оси ох: k*(a1 + a2) перемещение исполнителя по оси оy: k*(b1 + b2)
Например:
Повтори 5 раз Сместиться на (2,3) Сместиться на (-1,4) Конец
✍ Решение:
перемещение исполнителя по оси ох: 5*(2 + (-1)) = 5 перемещение исполнителя по оси оy: 5*(3 + 4) = 35
Исполнитель Черепашка
- Формула нахождения внутреннего угла n-угольника:
- где n — количество вершин многоугольника
- Формула нахождения количества вершин многоугольника:
- где х — значение внутреннего угла многоугольника
- где y — значение внешнего угла многоугольника
\[ внутреннийУгол = \frac {180°(n-2)}{n} \]
\[ n = \frac {360°}{180°-x°} \]
или
\[ n = \frac {360°}{y°} \]
Исполнитель Муравей
- Задания с исполнителем Муравьем обычно связаны с его движением по клеточному полю, похожему на шахматное. В таких заданиях встречается циклическая структура, аналогичная с заданиями про исполнителя Чертежника. Важно правильно проследить шаги цикла:
Повтори n раз вниз a влево b вверх c влево d кц
Повтори n раз
указывает на то, что следующие за ней действия, вплоть до команды кц
(конец), будут повторяться n раз. Например:
Повтори 2 раз вниз 2 влево 1 вверх 3 влево 2 кц
Разбор 5 задания ОГЭ по информатике
Подробный видеоразбор по ОГЭ 5 задания:
📹 Видеорешение на RuTube здесь
Актуальное
У исполнителя Альфа две команды, которым присвоены номера:
1. прибавь 1
2. умножь на b
Первая из них увеличивает число на экране на 1, втора умножает его на b.
Алгоритм для исполнителя Альфа – это последовательность номеров команд.
Найдите значение числа b, при котором из числа 6 по алгоритму 11211 будет получено число 82.
✍ Решение:
- Запишем все действия исходной программы 11211. Учтем, что исходное число — 6. В целях соблюдения верной последовательности операций будем использовать скобки:
команды 1: (6 + 1) 11: (6 + 1) + 1 112: ((6 + 1) + 1) * b 1121: (((6 + 1) + 1) * b) + 1 11211: ((((6 + 1) + 1) * b) + 1) + 1
((((6 + 1) + 1) * b) + 1) + 1 = 82
((((6 + 1) + 1) * b) + 1) + 1 = 82
8 * b + 2 = 82
8 * b = 80
b = 10
Ответ: 10
У исполнителя Альфа две команды, которым присвоены номера:
1. прибавь 2
2. раздели на b
Выполняя первую из них, Альфа увеличивает число на экране на 2, а выполняя вторую, делит это число на b. Программа для исполнителя Альфа — это последовательность номеров команд.
Известно, что программа 12111
переводит число 47 в число 13. Определите значение b
.
✍ Решение:
- Запишем все действия исходной программы 12111. Учтем, что исходное число — 47. В целях соблюдения верной последовательности операций будем использовать скобки:
команды 1: (47 + 2) 11: (47 + 2) : b 112: ((47 + 2) : b) + 2 1121: (((47 + 2) : b) + 2) + 2 11211: ((((47 + 2) : b) + 2) + 2) + 2
((((47 + 2) : b) + 2) + 2) + 2 = 13
49 : b + 6 = 13
49 : b = 7
7b = 49
b = 7
Ответ: 7
Тренировочные
Исполнитель Чертёжник перемещается на координатной плоскости, оставляя след в виде линии. Чертёжник может выполнять команду Сместиться на (a, b) (где a, b — целые числа), перемещающую Чертёжника из точки с координатами (x, у) в точку с координатами (x + а, у + b). Если числа a, b положительные, значение соответствующей координаты увеличивается; если отрицательные — уменьшается.
Чертёжнику был дан для исполнения следующий алгоритм:
Повтори 3 paз Сместиться на (-2, -3) Сместиться на (3, 2) Сместиться на (–4, 0) конец
На какую одну команду можно заменить этот алгоритм, чтобы Чертёжник оказался в той же точке, что и после выполнения алгоритма?
1) Сместиться на (–9, –3) 2) Сместиться на (–3, 9) 3) Сместиться на (–3, –1) 4) Сместиться на (9, 3)
✍ Решение:
- Вспомним, что команда
Повтори n
, означает умножение последующих параметров на n (вплоть до командыКонец
). - Предположим, что Чертежник начал движение с начала координатной плоскости (x=0, y=0). Исходя из этого предположения рассчитаем его перемещение по оси ox и oy:
по оси ox: 3 * (-2 + 3 - 4) = 0 (начало с 0) => по оси ox = -9 по оси oy: 3 * (-3 + 2 + 0) = 0 (начало с 0) => по оси ox = -3
Ответ: 1
Исполнитель Чертёжник перемещается на координатной плоскости, оставляя след в виде линии. Чертёжник может выполнять команду Сместиться на (a, b) (где a, b — целые числа), перемещающую Чертёжника из точки с координатами (x, у) в точку с координатами (x + а, у + b). Если числа a, b положительные, значение соответствующей координаты увеличивается; если отрицательные — уменьшается.
Чертёжнику был дан для исполнения следующий алгоритм:
Повтори 4 paз Сместиться на (−1, −1) Сместиться на (2, 2) Сместиться на (3, −3) Конец
Какую команду надо выполнить Чертёжнику, чтобы вернуться в исходную точку, из которой он начал движение?
1) Сместиться на (−16, −8) 2) Сместиться на (16, 8) 3) Сместиться на (16, −8) 4) Сместиться на (−16, 8)
✍ Решение:
- Вспомним, что команда
Повтори n
, означает умножение последующих параметров на n (вплоть до командыКонец
). - Предположим, что Чертежник начал движение с начала координатной плоскости (x=0, y=0). Исходя из этого предположения рассчитаем его перемещение по оси ox и oy:
по оси ox: 4 * (-1 + 2 + 3) = 0 (начало с 0) => по оси ox = 16 по оси oy: 4 * (-1 + 2 - 3) = 0 (начало с 0) => по оси ox = -8
Ответ: 4
Исполнитель Чертёжник перемещается на координатной плоскости, оставляя след в виде линии. Чертёжник может выполнять команду Сместиться на (a, b) (где a, b — целые числа), перемещающую Чертёжника из точки с координатами (x, у) в точку с координатами (x + а, у + b). Если числа a, b положительные, значение соответствующей координаты увеличивается; если отрицательные, уменьшается.
Чертёжнику был дан для исполнения следующий алгоритм:
Повтори 4 paз Команда1 Сместиться на (3, 2) Сместиться на (2, 1) Конец Сместиться на (−12, −8)
После выполнения этого алгоритма Чертёжник вернулся в исходную точку. Какую команду надо поставить вместо команды Команда1?
1) Сместиться на (−8, −4) 2) Сместиться на (−2, −1) 3) Сместиться на (7, 5) 4) Сместиться на (2, 1)
✍ Решение:
- Вспомним, что команда
Повтори n
, означает умножение последующих параметров на n (вплоть до командыКонец
). - Выполним все действия сначала с первой координатой, подставив вместо неизвестного x:
4 * (x + 3 + 2) + (-12) = 4x + 12 + 8 - 12 4x = -8 x = -2
4 * (y + 2 + 1) + (-8) = 4y + 8 + 4 - 8 4y = -4 y = -1
Ответ: 4
Исполнитель Черепашка перемещается на экране компьютера, оставляя след в виде линии. В каждый конкретный момент известно положение исполнителя и направление его движения.
У исполнителя существует две команды:
Черепашке был дан для исполнения следующий алгоритм:
Повтори 5 [Вперёд 80 Направо 60]
Какая фигура появится на экране?
1) правильный пятиугольник 2) правильный треугольник 3) правильный шестиугольник 4) незамкнутая ломаная линия
✍ Решение:
- Вспомним формулу для вычисления количества вершин многоугольника по внутреннему углу:
- Найдем внутренний угол, с учетом, что Черепашка поворачивается на 60°:
\[ n = \frac {360°}{180°-x°} \]
180° - 60° = 120°
количество вершин = 360 / (180 - 120) количество вершин = 360 / 60 = 6
Повтори 5 [Вперёд 80 Направо 60]
Ответ: 4
Исполнитель Муравей перемещается по полю, разделённому на клетки. Размер поля 8×8, строки нумеруются числами, столбцы обозначаются буквами. Муравей может выполнять команды движения:
Вверх N,
Вниз N,
Вправо N,
Влево N
(где N — целое число от 1 до 7), перемещающие исполнителя на N клеток вверх, вниз, вправо или влево соответственно.
Запись
Повтори k раз Команда1 Команда2 КомандаЗ Конец
означает, что последовательность команд Команда1 Команда2 КомандаЗ повторится k раз. Если на пути Муравья встречается кубик, то он перемещает его по ходу движения.
Пусть Муравей и кубик расположены так, как указано на рисунке. Муравью был дан для исполнения следующий алгоритм:
Повтори 4 раз Вниз 2 вправо 1 вверх 2 Конец
В какой клетке окажется кубик после выполнения этого алгоритма?
1) Г6 2) Е4 3) Д1 4) Е6
✍ Решение:
- Заметим, что после исполнения команд вниз 2 вверх 2, Муравей окажется в той же клетке, из которой он начал движение:
Повтори 4 раз Вниз 2 вправо 1 вверх 2 Конец
Ответ: 4
У исполнителя Квадратор две команды, которым присвоены номера:
- вычти 3
- возведи в квадрат
Первая из них уменьшает число на экране на 3, вторая возводит его во вторую степень. Исполнитель работает только с натуральными числами.
Составьте алгоритм получения из числа 4 числа 49, содержащий не более 5 команд. В ответе запишите только номера команд.
Если таких алгоритмов более одного, то запишите любой из них.
✍ Решение:
- В таких задачах, в которых у исполнителя есть команда «возведи в квадрат», проще решать с конца, т.е. начать рассуждение сразу с числа 49.
- Так, число 49 могло быть получено из 72 (команда 2).
- Число 7 не может быть получено командой «возведи в квадрат», значит, его можно получить командой «вычти 3» : 10 — 3 = 7 (команда 1).
- Число 10 также не может быть получено командой «возведи в квадрат», значит, его можно получить командой «вычти 3» : 13 — 3 = 10 (команда 1).
- С числом 13 рассуждаем аналогично : 16 — 3 = 13 (команда 1).
- А число 16 могло быть получено как 42 (команда 2).
- То есть все команды выглядят так:
команда
49 = 72 : 2
7 = 10-3 : 1
10 = 13-3 : 1
13 = 16-3 : 1
16 = 42 : 2
Ответ: 21112
У исполнителя Делитель две команды, которым присвоены номера:
- раздели на 2
- вычти 1
Первая из них уменьшает число на экране в 2 раза, вторая уменьшает его на 1. Исполнитель работает только с натуральными числами.
Составьте алгоритм получения из числа 27 числа 3, содержащий не более 5 команд. В ответе запишите только номера команд.
Если таких алгоритмов более одного, то запишите любой из них.
✍ Решение:
- Начнем с числа 27. Поскольку 27 — число нечётное, то первая команда — «раздели на 2 — не подходит (исполнитель работает только с натуральными числами). То есть берем команду «вычти 1»: 27 — 1 = 26 (команда 2).
- Так как число 26 — четное, то используем команду «раздели на 2»: 26 : 2 = 13 (команда 1).
- Для нечетного числа 13 используем команду «вычти 1»: 13 — 1 = 12 (команда 2).
- Для четного числа 12 используем команду «раздели на 2»: 12 : 2 = 6 (команда 1).
- Для четного числа 6 опять используем команду «раздели на 2»: 6 : 2 = 3 (команда 1).
- То есть все команды выглядят так:
команда
27 - 1 = 26 : 2
26 : 2 = 13 : 1
13 - 1 = 12 : 2
12 : 2 = 6 : 1
6 : 2 = 3 : 1
Ответ: 21211