Задание 5 ОГЭ информатика. Алгоритм для конкретного исполнителя

На уроке рассмотрен материал для подготовки к ОГЭ по информатике, разбор 5 задания

ОГЭ по информатике 5 задания объяснение

5-е задание: «Алгоритм для конкретного исполнителя с фиксированным набором команд, линейный алгоритм».
Уровень сложности — базовый,
Максимальный балл — 1,
Примерное время выполнения — 6 минут.

Алгоритм для конкретного исполнителя с фиксированным набором команд

* до 2020 г — это было задание № 6, 14 ОГЭ

Рассмотрим понятия, которые пригодятся для решения задач данной темы:

  • Алгоритмом называется последовательность команд, предназначенных для выполнения какого-либо действия.
  • Для выполнения алгоритма необходим исполнитель. Выполнять алгоритм, то есть быть исполнителем, может робот, компьютер, машина или даже человек.
  • У исполнителя должна быть система команд, которые он может выполнять.
  • И, кроме того, для исполнителя должна быть предусмотрена среда исполнения — то есть пространство, в котором он действует или существует.

Исполнитель Чертежник

  • Большинство заданий 5-го варианта связано с исполнителем Чертежник, который перемещается на координатной плоскости согласно алгоритму:
  • Повтори k раз
    Сместиться на (a1,b1) Сместиться на (a2,b2)
    Конец
    
  • Что фактически означает циклическую конструкцию, говоря алгоритмическим языком. Т.е. решение будет таковым:
  • перемещение исполнителя по оси ох:
    k*(a1 + a2)
    перемещение исполнителя по оси оy:  
    k*(b1 + b2)
    

    Например:

    Повтори 5 раз
    Сместиться на (2,3) Сместиться на (-1,4)
    Конец
    

    ✍ Решение:
     

      перемещение исполнителя по оси ох:  
      5*(2 + (-1)) = 5
      перемещение исполнителя по оси оy: 
      5*(3 + 4) = 35
      

    Исполнитель Черепашка

    • Формула нахождения внутреннего угла n-угольника:
    • \[ внутреннийУгол = \frac {180°(n-2)}{n} \]

    • где n — количество вершин многоугольника
    • Формула нахождения количества вершин многоугольника:
    • \[ n = \frac {360°}{180°-x°} \]

    • где х — значение внутреннего угла многоугольника
    • или

      \[ n = \frac {360°}{y°} \]

    • где y — значение внешнего угла многоугольника

    Исполнитель Муравей

    • Задания с исполнителем Муравьем обычно связаны с его движением по клеточному полю, похожему на шахматное. В таких заданиях встречается циклическая структура, аналогичная с заданиями про исполнителя Чертежника. Важно правильно проследить шаги цикла:
    • Повтори n раз
      вниз a влево b вверх c влево d
      кц
      
    • Команда Повтори n раз указывает на то, что следующие за ней действия, вплоть до команды кц (конец), будут повторяться n раз.
    • Например:

      Повтори 2 раз
      вниз 2 влево 1 вверх 3 влево 2
      кц
      

      Фактически означает:
      огэ информатика чертежник

    Разбор 5 задания ОГЭ по информатике

    Подробный видеоразбор по ОГЭ 5 задания:

  • Перемотайте видеоурок на решение заданий, если не хотите слушать теорию.
  • video

    📹 Видеорешение на RuTube здесь


    Актуальное

    Решение задания 5.6. Демонстрационный вариант ОГЭ 2022 г. ФИПИ:

    У исполнителя Альфа две команды, которым присвоены номера:
    1. прибавь 1
    2. умножь на b

    (b – неизвестное натуральное число; b ≥ 2)

    Первая из них увеличивает число на экране на 1, втора умножает его на b.
    Алгоритм для исполнителя Альфа – это последовательность номеров команд.
      
    Найдите значение числа b, при котором из числа 6 по алгоритму 11211 будет получено число 82.

    ✍ Решение:
     

    • Запишем все действия исходной программы 11211. Учтем, что исходное число — 6. В целях соблюдения верной последовательности операций будем использовать скобки:
    • команды
         1:        (6 + 1) 
         11:       (6 + 1) + 1 
         112:      ((6 + 1) + 1) * b
         1121:     (((6 + 1) + 1) * b) + 1
         11211:    ((((6 + 1) + 1) * b) + 1) + 1
      
    • В результате программы алгоритм выдает число 82. Значит, выполним уравнение:
    • ((((6 + 1) + 1) * b) + 1) + 1 = 82
    • Упростим уравнение и найдем неизвестное b:
    • ((((6 + 1) + 1) * b) + 1) + 1 = 82
      
      8 * b + 2 = 82
      8 * b = 80
      b = 10
      

    Ответ: 10


    Решение задания 5.10:

    У исполнителя Альфа две команды, которым присвоены номера:
    1. прибавь 2
    2. раздели на b

    (b – неизвестное натуральное число; b ≥ 2)

    Выполняя первую из них, Альфа увеличивает число на экране на 2, а выполняя вторую, делит это число на b. Программа для исполнителя Альфа — это последовательность номеров команд.
      
    Известно, что программа 12111 переводит число 47 в число 13. Определите значение b.

    ✍ Решение:
     

    • Запишем все действия исходной программы 12111. Учтем, что исходное число — 47. В целях соблюдения верной последовательности операций будем использовать скобки:
    • команды
         1:        (47 + 2) 
         11:       (47 + 2) : b 
         112:      ((47 + 2) : b) + 2
         1121:     (((47 + 2) : b) + 2) + 2
         11211:    ((((47 + 2) : b) + 2) + 2) + 2
      
    • В результате программы алгоритм выдает число 82. Значит, выполним уравнение:
    • ((((47 + 2) : b) + 2) + 2) + 2 = 13
    • Упростим уравнение и найдем неизвестное b:
    • 49 : b + 6 = 13
      
      49 : b = 7
      7b = 49
      b = 7
      

    Ответ: 7


    Тренировочные

    Исполнитель Чертежник
    Решение задания 5.1. Демонстрационный вариант 2019 г.

    Исполнитель Чертёжник перемещается на координатной плоскости, оставляя след в виде линии. Чертёжник может выполнять команду Сместиться на (a, b) (где a, b — целые числа), перемещающую Чертёжника из точки с координатами (x, у) в точку с координатами (x + а, у + b). Если числа a, b положительные, значение соответствующей координаты увеличивается; если отрицательные — уменьшается.

    Чертёжнику был дан для исполнения следующий алгоритм:

    Повтори 3 paз
    Сместиться на (-2, -3) Сместиться на (3, 2) Сместиться на (–4, 0)
    конец
    

    На какую одну команду можно заменить этот алгоритм, чтобы Чертёжник оказался в той же точке, что и после выполнения алгоритма?

    1) Сместиться на (–9, –3)
    2) Сместиться на (–3, 9)
    3) Сместиться на (–3, –1)
    4) Сместиться на (9, 3)

    Подобные задания для тренировки

    ✍ Решение:
     

    • Вспомним, что команда Повтори n, означает умножение последующих параметров на n (вплоть до команды Конец).
    • Предположим, что Чертежник начал движение с начала координатной плоскости (x=0, y=0). Исходя из этого предположения рассчитаем его перемещение по оси ox и oy:
    • по оси ox:
      3 * (-2 + 3 - 4) = 0 (начало с 0)   =>  по оси ox = -9
      по оси oy:
      3 * (-3 + 2 + 0) = 0 (начало с 0)   =>  по оси ox = -3
      
    • То есть этот алгоритм можно заменить на команду Сместиться на (–9, –3). Это соответствует варианту 1.

    Ответ: 1


    Решение задания 5.2:

    Исполнитель Чертёжник перемещается на координатной плоскости, оставляя след в виде линии. Чертёжник может выполнять команду Сместиться на (a, b) (где a, b — целые числа), перемещающую Чертёжника из точки с координатами (x, у) в точку с координатами (x + а, у + b). Если числа a, b положительные, значение соответствующей координаты увеличивается; если отрицательные — уменьшается.

    Чертёжнику был дан для исполнения следующий алгоритм:

    Повтори 4 paз
    Сместиться на (−1, −1) Сместиться на (2, 2) Сместиться на (3, −3) 
    Конец
    

    Какую команду надо выполнить Чертёжнику, чтобы вернуться в исходную точку, из которой он начал движение?

    1) Сместиться на (−16, −8)
    2) Сместиться на (16, 8)
    3) Сместиться на (16, −8)
    4) Сместиться на (−16, 8)

    Подобные задания для тренировки

    ✍ Решение:
     

    • Вспомним, что команда Повтори n, означает умножение последующих параметров на n (вплоть до команды Конец).
    • Предположим, что Чертежник начал движение с начала координатной плоскости (x=0, y=0). Исходя из этого предположения рассчитаем его перемещение по оси ox и oy:
    • по оси ox:
      4 * (-1 + 2 + 3) = 0 (начало с 0)   =>  по оси ox = 16
      по оси oy:
      4 * (-1 + 2 - 3) = 0 (начало с 0)   =>  по оси ox = -8
      
    • То есть этот алгоритм можно заменить на команду Сместиться на (16, –8).
    • Поскольку по заданию Чертежнику нужно вернуться в исходную точку, то ему необходимо выполнить команду, обратную данной команде, т.е. Сместиться на (-16, 8). Это соответствует варианту 4.

    Ответ: 4


    Решение задания 5.3:

    Исполнитель Чертёжник перемещается на координатной плоскости, оставляя след в виде линии. Чертёжник может выполнять команду Сместиться на (a, b) (где a, b — целые числа), перемещающую Чертёжника из точки с координатами (x, у) в точку с координатами (x + а, у + b). Если числа a, b положительные, значение соответствующей координаты увеличивается; если отрицательные, уменьшается.

    Чертёжнику был дан для исполнения следующий алгоритм:

    Повтори 4 paз
    Команда1 Сместиться на (3, 2) Сместиться на (2, 1) Конец
    Сместиться на (−12, −8)
    

    После выполнения этого алгоритма Чертёжник вернулся в исходную точку. Какую команду надо поставить вместо команды Команда1?

    1) Сместиться на (−8, −4)
    2) Сместиться на (−2, −1)
    3) Сместиться на (7, 5)
    4) Сместиться на (2, 1)

    Подобные задания для тренировки

    ✍ Решение:
     

    • Вспомним, что команда Повтори n, означает умножение последующих параметров на n (вплоть до команды Конец).
    • Выполним все действия сначала с первой координатой, подставив вместо неизвестного x:
    • 4 * (x + 3 + 2) + (-12) = 4x + 12 + 8 - 12
      4x = -8
      x = -2
      
    • Так же найдем вторую координату y:
    • 4 * (y + 2 + 1) + (-8) = 4y + 8 + 4 - 8
      4y = -4
      y = -1
      
    • Получили значения -2 и -1. Но поскольку нам необходимо, чтобы исполнитель вернулся в исходную точку, то нам необходимо выполнить обратную команду! — Сместиться на (2, 1).

    Ответ: 4

    Исполнитель Черепашка
    Решение задания 5.4:

    Исполнитель Черепашка перемещается на экране компьютера, оставляя след в виде линии. В каждый конкретный момент известно положение исполнителя и направление его движения.

    У исполнителя существует две команды:

  • Вперёд n (где n — целое число), вызывающая передвижение Черепашки на n шагов в направлении движения;
  • Направо m (где m — целое число), вызывающая изменение направления движения на m градусов по часовой стрелке.
  • Запись Повтори k [Команда1 Команда2 КомандаЗ] означает, что последовательность команд в скобках повторится k раз.
  •   
    Черепашке был дан для исполнения следующий алгоритм:

    Повтори 5 [Вперёд 80 Направо 60]
    

    Какая фигура появится на экране?

    1) правильный пятиугольник 
    2) правильный треугольник
    3) правильный шестиугольник
    4) незамкнутая ломаная линия

    Подобные задания для тренировки

    ✍ Решение:
     

    • Вспомним формулу для вычисления количества вершин многоугольника по внутреннему углу:
    • \[ n = \frac {360°}{180°-x°} \]

    • Найдем внутренний угол, с учетом, что Черепашка поворачивается на 60°:
    • 180° - 60° = 120°
      

      решение 5 задания огэ с черепашкой

    • Подставим полученное значение в формулу:
    • количество вершин = 360 / (180 - 120)
      количество вершин = 360 / 60 = 6
      
    • Казалось бы, что должен получиться 6-угольник, но обратим внимание, что вместо 6 шагов Черепашка делает 5: Повтори 5 [Вперёд 80 Направо 60]
    • То есть результатом будет «недорисованный» 6-угольник или незамкнутая ломанная линия. Вариант 4.
    • Ответ: 4

    Исполнитель Муравей
    Решение задания 5.5:

    Исполнитель Муравей перемещается по полю, разделённому на клетки. Размер поля 8×8, строки нумеруются числами, столбцы обозначаются буквами. Муравей может выполнять команды движения:

    Вверх N,
    Вниз N,
    Вправо N,
    Влево N

    (где N — целое число от 1 до 7), перемещающие исполнителя на N клеток вверх, вниз, вправо или влево соответственно.
      
    Запись

    Повтори k раз
    Команда1 Команда2 КомандаЗ
    Конец

    означает, что последовательность команд Команда1 Команда2 КомандаЗ повторится k раз. Если на пути Муравья встречается кубик, то он перемещает его по ходу движения.

    Пусть, например, кубик на ходится в клетке Б6. Если Муравей выполнит команды вправо 1 вниз 3 , то сам окажется в клетке Б5, а кубик в клетке Б4.

    решение задач про муравья

    Пусть Муравей и кубик расположены так, как указано на рисунке. Муравью был дан для исполнения следующий алгоритм:

    Повтори 4 раз
    Вниз 2 вправо 1 вверх 2
    Конец

    В какой клетке окажется кубик после выполнения этого алгоритма?

    1) Г6
    2) Е4
    3) Д1
    4) Е6

    Подобные задания для тренировки

    ✍ Решение:
     

    • Заметим, что после исполнения команд вниз 2 вверх 2, Муравей окажется в той же клетке, из которой он начал движение:
    • Повтори 4 раз
      Вниз 2 вправо 1 вверх 2
      Конец
      
    • Между этими командами остается команда вправо 1, которая выполняется 4 раза.
    • Рассмотрим движение муравья за 1 повтор на рисунке:
    • движение муравья

    • Оказавшись в клетке Б8, Муравей сдвинул кубик в клетку В6.
    • Изначально кубик находится в клетке Б6. Выполнив четыре повтора, Муравей передвинет кубик в клетку Е6.
    • Верный ответ указан под номером 4.

    Ответ: 4


    Исполнитель Альфа
    Простой линейный алгоритм для формального исполнителя
    * до 2020 г — это было задание № 14 ОГЭ
    Решение задания 5.7:

    У исполнителя Квадратор две команды, которым присвоены номера:

    1. вычти 3
    2. возведи в квадрат

    Первая из них уменьшает число на экране на 3, вторая возводит его во вторую степень. Исполнитель работает только с натуральными числами.

    Составьте алгоритм получения из числа 4 числа 49, содержащий не более 5 команд. В ответе запишите только номера команд.

    Например, 21211 — это алгоритм: возведи в квадрат, вычти 3, возведи в квадрат, вычти 3, вычти 3, который преобразует число 3 в 30.


    Если таких алгоритмов более одного, то запишите любой из них.

    ✍ Решение:
     

    • В таких задачах, в которых у исполнителя есть команда «возведи в квадрат», проще решать с конца, т.е. начать рассуждение сразу с числа 49.
    • Так, число 49 могло быть получено из 72 (команда 2).
    • Число 7 не может быть получено командой «возведи в квадрат», значит, его можно получить командой «вычти 3» : 10 — 3 = 7 (команда 1).
    • Число 10 также не может быть получено командой «возведи в квадрат», значит, его можно получить командой «вычти 3» : 13 — 3 = 10 (команда 1).
    • С числом 13 рассуждаем аналогично : 16 — 3 = 13 (команда 1).
    • А число 16 могло быть получено как 42 (команда 2).
    • То есть все команды выглядят так:
    •              команда
      49 = 72   :    2
      7 = 10-3  :    1
      10 = 13-3 :    1
      13 = 16-3 :    1
      16 = 42   :    2
      
    • Поскольку мы выполняли задание с конца к началу, то номера команд необходимо записать в обратном порядке:21112.

    Ответ: 21112


    Решение задания 5.8:
    У исполнителя Делитель две команды, которым присвоены номера:

    1. раздели на 2
    2. вычти 1

    Первая из них уменьшает число на экране в 2 раза, вторая уменьшает его на 1. Исполнитель работает только с натуральными числами.

    Составьте алгоритм получения из числа 27 числа 3, содержащий не более 5 команд. В ответе запишите только номера команд.

    Например, 12121 — это алгоритм: раздели на 2, вычти 1, раздели на 2, вычти 1, раздели на 2, который преобразует число 30 в 3.

    Если таких алгоритмов более одного, то запишите любой из них.

    ✍ Решение:
     

    • Начнем с числа 27. Поскольку 27 — число нечётное, то первая команда — «раздели на 2 — не подходит (исполнитель работает только с натуральными числами). То есть берем команду «вычти 1»: 27 — 1 = 26 (команда 2).
    • Так как число 26 — четное, то используем команду «раздели на 2»: 26 : 2 = 13 (команда 1).
    • Для нечетного числа 13 используем команду «вычти 1»: 13 — 1 = 12 (команда 2).
    • Для четного числа 12 используем команду «раздели на 2»: 12 : 2 = 6 (команда 1).
    • Для четного числа 6 опять используем команду «раздели на 2»: 6 : 2 = 3 (команда 1).
    • То есть все команды выглядят так:
    •              команда
      27 - 1 = 26  :    2
      26 : 2 = 13  :    1
      13 - 1 = 12  :    2
      12 : 2 = 6   :    1
      6 : 2 = 3    :    1
      
    • Таким образом, искомый алгоритм 21211.

    Ответ: 21211