Задание 4 ОГЭ информатика

На уроке рассмотрен материал для подготовки к огэ по информатике, 4 задание разбор

Объяснение 4 задания ОГЭ по информатике

4-е задание: «Формальные описания реальных объектов и процессов»
Уровень сложности — базовый,
Максимальный балл — 1,
Примерное время выполнения — 3 минуты.
* до 2020 г — это задание № 3 ОГЭ

Графы

Иногда очень трудно структурировать информацию описанными структурами из-за сложных «взаимоотношений» между объектами. Тогда можно использовать графы:

Граф – это набор вершин и связей между ними, называющихся рёбрами:

Граф
Граф, отображающий дороги между поселками

Матрица и список смежности

матрица и список смежностей

Связный граф – это граф, между любыми вершинами которого существует путь.

Связный граф
Связный граф

Дерево – это связный граф без циклов (замкнутых участков).
Дерево - связный граф без циклов
Дерево — связный граф без циклов

Взвешенные графы и весовая матрица

У взвешенных графов указан «вес ребра»:
взвешенный граф

Из взвешенных графов получается весовая матрица, обратное преобразование тоже возможно.

Весовая матрица
Весовая матрица

Поиск кратчайшего пути (перебор)

кратчайший путь
Определение кратчайшего пути между пунктами A и D
  • В заданиях ОГЭ этой темы чаще всего используются две информационные модели — таблицы и схемы.
  • Информация в таблице строится по следующим правилам: на пересечении строки и столбца находится информация, характеризующая комбинацию этой строки и столбца.
  • На схеме информация строится по следующему правилу: если между объектами схемы имеется связь, то она отображается линией, соединяющей названия этих объектов на схеме.

ОГЭ информатика разбор задания 4

Подробный видеоразбор по ОГЭ 4 задания:

  • Перемотайте видеоурок на решение заданий, если не хотите слушать теорию.
  • youTube

    📹 Видеорешение на RuTube здесь

    Актуальное

    Рассмотрим, как решать 4 задание по информатике ОГЭ.

    Разбор задания 4.5. Демонстрационный вариант ОГЭ 2022 г ФИПИ:

    Между населёнными пунктами A, B, C, D, E построены дороги, протяжённость которых (в километрах) приведена в таблице.
    решение 4 задания огэ информатика
    Определите длину кратчайшего пути между пунктами A и Е, проходящего через пункт С.
    Передвигаться можно только по дорогам, протяжённость которых указана в таблице. Каждый пункт можно посетить только один раз.

    ✍ Решение:

    • Построим дерево протяженности дорог, на ветвях будем отображать протяженность. Учтем, что каждая ветвь, должна включить узел пересечения с С:

    Ответ: 8


    Разбор задания 4.6

    Между населёнными пунктами A, B, C, D, E, F построены дороги, протяжённость которых (в километрах) приведена в таблице.

    A B C D E F
    A 5 8 4 1
    B 5 3 3 4
    C 8 3 2 15
    D 4 2 4 12
    E 1 3 4 7
    F 4 15 12 7

    Определите длину кратчайшего пути между пунктами A и F, проходящего через пункт С.
    Передвигаться можно только по дорогам, протяжённость которых указана в таблице. Каждый пункт можно посетить только один раз.

    ✍ Решение:

    • Найдём все варианты маршрутов из A в F, проходящих через пункт С, и выберем самый короткий.
    • Пройдемся по таблице построчно слева-направо сверху-вниз:
    • A—B—C—D—E--F: длина маршрута 25 км.
      A—B—C—D--F: длина маршрута 29 км.
      A—B—C--F: длина маршрута 28 км.
        пропустим B:
      A—C--F: длина маршрута 23 км.
      A—C—D—E--F: длина маршрута 20 км.
       пропустим и D:
      A—C—E--F: длина маршрута 16 км.
       пропустим и E:
      A—C—D--F: длина маршрута 24 км.
      A—C--F: длина маршрута 23 км.
       поменяем следование маршрута, исключая пункты с большим числом км:
      A—C—B--F: длина маршрута 15 км.
      A—D—С—B--F: длина маршрута 13 км.
    • Самый короткий путь: A—D—С—B--F. Длина маршрута 13 км.
    • Примечание 1: Заметим, что по условию задачи дважды передвигаться по любой из дорог нельзя. Если бы по дороге можно было передвигаться дважды, то был бы другой результат.
    • Примечание 2: Такое задание лучше решать методом построения полного дерева без повтора пунктов — это практически исключит «потерю» какой-то ветви.

    Ответ: 13


    Тренировочные

    Разбор задания 4.1:

    В таблице приведена стоимость перевозок между соседними железнодорожными станциями, укажите схему, соответствующую таблице:

    A B C D E
    A 2 7 4
    B 2
    C 7 3 5
    D 3 3
    E 4 5 3
    4 задание ГИА

    ✍ Решение:
     

    • Необходимо рассмотреть каждую схему и подсчитать количество ребер, выходящих из каждой вершины. В скобках будем указывать соответствующую данному «ребру» стоимость:
    • 1 схема:

      A: B(2), C(7), E(4) 
      B: A(2), C(4)
      
      Здесь уже можно остановиться, т.к. для вершины B по схеме два ребра, 
      а по таблице одно значение (B->A=2 )
      
      

      2 схема:

      A: B(2), C(7), E(4) 
      B: A(2)
      C: A(7), D(5), E(3) 
      
      Здесь уже можно остановиться, т.к. для вершины C стоимость по схеме 
      и по таблице различается: по схеме C->D = 5, 
      а по таблице на пересечении C и D цифра 3. 
      

      3 схема:

      A: B(2), C(7), E(4) 
      B: A(2)
      C: A(7), D(3), E(5)
      D: C(3), E(3)
      E: A(4), C(5), D(3)
      
      Данные на схеме полностью совпадают с табличными!
      
    • Схема 3 полностью соответствует таблице.

    Ответ: 3


    Разбор задания 4.2:

    На схеме приведена стоимость перевозок между соседними железнодорожными станциями, укажите таблицу, соответствующую схеме:

    1.

    A B C D E F
    A 3 2 2
    B 3 3 5 4
    C 3 3 5
    D 3 2
    E 5 5 2
    F 2 4
    2.

    A B C D E F
    A 3 2
    B 3 3 5 4
    C 3 2 5
    D 2 3
    E 5 5 3
    F 2 4
    3.

    A B C D E F
    A 3 2
    B 3 3 5 4
    C 3 2 5
    D 2
    E 5 5 3
    F 2 4 3
    4.

    A B C D E F
    A 3 2
    B 3 3 5 4
    C 3 2 3
    D 2 5
    E 5 3 5
    F 2 4

    Подобные задания для тренировки

    ✍ Решение:
     

    • Необходимо рассмотреть каждую таблицу и подсчитать количество пересечений для каждой строки, т.е. для каждой ж.д. станции. В скобках будем указывать соответствующую данной станции стоимость:
    • 1 таблица:

      A: B(3), E(2), F(2) 
      
      Здесь уже можно остановиться, т.к. для станции A по схеме два ребра у вершины А, 
      а по таблице уже три значения
      
      

      2 таблица:

      A: B(3), F(2) 
      B: A(3), C(3), E(5), F(4)
      C: B(3), D(2), E(5) 
      D: C(2), E(3)
      F: A(2), B(4)
      
      Данные на схеме полностью совпадают с табличными!
      
    • Таблица 2 полностью соответствует схеме.

    Ответ: 2


    Разбор задания 4.3:

    В таблице приведена стоимость перевозок между соседними железнодорожными станциями. Укажите таблицу, для которой минимальное расстояние от точки A до точки F больше 8.

    1.

    A B C D E F
    A 2 3
    B 2 5 5
    C 3 4
    D 5 4 2
    E 5 3
    F 2 3
    2.

    A B C D E F
    A 3 4
    B 4 2 2
    C 3 4 4
    D 4 2
    E 4 2
    F 2 2
    3.

    A B C D E F
    A 3 5
    B 4 2
    C 1 2
    D 3 4
    E 5 1 4
    F 2 2 4
    4.

    A B C D E F
    A 2 3
    B 2 5 5
    C 5 3
    D 3 3
    E 5 3 2
    F 3 2

    ✍ Решение:
     

    • Для каждой из таблиц построим дерево перевозок, на ветвях будем отображать суммарную стоимость:
    • 1 таблица:

    • По дереву 1-й таблицы видно, что каждая из ветвей в результате возвращает сумму большую 8. То есть таблица 1 соответствует искомому результату.

    Ответ: 1


    Разбор задания 4.4:

    Между населёнными пунктами А, В, С, D, Е, F построены дороги, протяжённость которых (в километрах) приведена в таблице:

    A B C D E F
    A 5 5 4
    B 5 2
    C 5 2 1
    D 4 1 3
    E 1 1
    F 1 3 1

    Определите длину кратчайшего пути между пунктами А и F. Передвигаться можно только по дорогам, протяжённость которых указана в таблице.

    1) 5
    2) 6
    3) 7
    4) 8

    Подобные задания для тренировки

    ✍ Решение:
     

    • Решать такое задание лучше с помощью дерева:
    • как решать 4 задание по информатике огэ

    • Среди приведенных ответов кратчайший путь, равный 6 км, находится под номером 2.

    Ответ: 2


    4 комментария для “Задание 4 ОГЭ информатика”

    1. Картинка к решению неверная, вариант A > C > F вообще выпал из рассмотрения. Если бы EF было равно 2, ответ был бы тоже неверным

    2. Здравствуйте, почему в задании 3.3 верный ответ под номером 1, а не под номером 3

      1. В третьем варианте есть ветвь: A — E — C — F = 8, то есть НЕ больше 8

    Обсуждение закрыто.