Содержание:
Условный оператор в Паскале
До рассмотрения данной темы в основном использовались линейные алгоритмы в Паскале, характерные для весьма простых задач, когда действия (операторы) выполняются последовательно, одно за другим. Более сложные алгоритмы предусматривают использование конструкция ветвления.
Блок-схема условного оператора:
Условный оператор в Паскале имеет следующий синтаксис:
Сокращенный вариант:
if условие then оператор;Полный вариант:
if условие then оператор else оператор;
Условный оператор в Паскале — if
— служит для организации хода задачи таким образом, при котором изменяется последовательность выполнения операторов в зависимости от какого-либо логического условия. Логическое условие может принимать одно из двух значений: либо true
(истина), либо false
(ложь), соответственно, оно может быть либо истинным, либо ложным.
Составной оператор
Если при истинном условии необходимо выполнять несколько операторов, то их по правилам языка Pascal необходимо заключать в блок, начинающийся со служебного слова begin
и заканчивающегося служебным словом end
. Такой блок принято называть операторными скобками, а данную конструкцию — составным оператором:
Операторные скобки и составной оператор в Паскале:
if логическое выражение then begin оператор1; оператор2; end else begin оператор1; оператор2; end;
Перевод с английского оператора условия облегчит понимание его использования:
IF | THEN | ELSE |
ЕСЛИ | ТО | ИНАЧЕ |
В условии (в логическом выражении) используются операторы отношения.
Рассмотрим список операторов отношения Паскаля:
- больше
>
- меньше
<
- больше или равно в Pascal
>=
- меньше либо равно в Pascal
<=
- сравнение в Pascal
=
- не равно в Pascal
<>
Вариант 1 | Вариант 2 |
Подробно разобраться в работе условного оператора в Паскале можно, просмотрев видеоурок:
youTube
у
по одной из двух ветвей
Pascal | PascalABC.NET | ||||
|
|
Обратите внимание на то, как в данном примере выводится
y
. При выводе переменных типаreal
в pascal, можно использовать так называемый форматированный вывод, или запись с двумя двоеточиями:
y:6:2
- цифра после первого двоеточия (6
) указывает на то, сколько знаков будет занимать число при выводе на экран
- цифра после второго двоеточия (2
) указывает на то, сколько знаков после запятой вещественного числа будет выводиться
Таким образом, использование такой записи в pascal практически позволяет выполнить округление до сотых, тысячных и т.п.
ЗАДАЧА РЕШЕНА
[Название файла: L2task1.pas
]
[Название файла: L2task2.pas
]
Логические операции в Паскале (в логическом выражении)
Когда необходимо использовать двойное условие в Pascal, то понадобятся логические операции.
- Логическая операция AND (И), поставленная между двумя условиями, говорит о том, что должны выполняться сразу оба эти условия (должны быть истинными). Логический смысл операции - "конъюнкция".
- Поставленный между двумя условиями, знак OR (ИЛИ) говорит о том, что достаточно, если будет выполняться хотя бы одно из них (одно из двух условий истинно). Логический смысл операции - "дизъюнкция".
- На языке Паскаль XOR - знак логической операции, имеющий смысл "строгая дизъюнкция" и указывающий на то, что необходимо, чтобы одно из двух условий выполнялось (истинно), а другое - не выполнялось (ложно).
- Логическая операция NOT перед логическим выражением или переменной имеет смысл "отрицание" или "инверсия" и указывает на то, что если данная переменная или выражение истинны, то их отрицание — ложь и наоборот.
Таблица истинности, содержащая все возможные комбинации операндов:
A B not A A or B A and B A xor B False False True False False False False True True True False True True False False True False True True True False True True False
1 2 3 4 5 6 7 8 | var n:integer; begin n:=6; if (n>5) and (n<10) then writeln('истина'); if (n>7) or (n<10) then writeln('истина'); if (n>7) xor (n<10) then writeln('истина'); if not(n>7) then writeln('истина'); end. |
Особенность: надо проверить, выполняются ли два условия одновременно.
Вариант 1 | Вариант 2 |
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 | var a,b: integer; begin write('Введите A: '); read(a); b := a mod 2; if b>0 then writeln('true') else writeln ('false') end. |
Или проще:
1 2 3 4 5 6 7 8 | var a,b: integer; begin write('Введите A: '); read(a); b := a mod 2; writeln(b>0); end. |
[Название файла: L2task3.pas
]
ПОПАЛ
, если оно больше или равно 30 - то ПЕРЕЛЕТ
, если оно находится на отрезке от 0 до 28, то НЕДОЛЕТ
, если число меньше нуля — НЕ БЕЙ ПО СВОИМ
[Название файла: L2task4.pas
]
Рассмотрим функции pascalABC.NET, которые возвращают логическое значение true или false:
n.Divs(m) возвращает True, если целое n делится на m без остатка (n mod m = 0); n.DivsAll(m1, m2, ... mn) возвращает True, если целое n делится без остатка на каждое из m1, m2, ... mn; n.DivsAny(m1, m2, ... mn) возвращает True, если целое n делится без остатка хотя бы на одно из m1, m2, ... mn; n.InRange(a, b) - возвращает True, если для целого n верно, что a ≤ n ≤ b; n.IsEven возвращает True, если целое n имеет четное значение; n.IsOdd возвращает True, если целое n имеет нечетное значение; n.NotDivs(m) возвращает True, если целое n не делится на m без остатка (n mod m <> 0).
Построение блок-схем по коду Паскаль
Теперь настало время вспомнить о том, что такое блок-схемы.
Блок схема - ориентированный граф, указывающий на последовательность операций, приводящую к решению поставленной задачи.
Существуют управляющие структуры трех типов:
следование | ветвление | повторение или цикл |
Две из трех представленных структур блок-схемы мы уже можем перевести в код Pascal.
С
, определяемое по формулам: С=A+B
, если A<=B
и C=A-B
, если A>B
.
[Название файла: L2task6.pas
]
mod
и операцию целочисленного деления div
. Модуль числа - функция abs()
.
Пример результата:
Введите двузначное число: -12 Сумма цифр = 3 Произведение цифр = 2
[Название файла: L2task7.pas
]
mod
и операцию целочисленного деления div
.
Пример результата:
Введите трёхзначное число: -123 Разряд сотен: 1 Разряд десяток: 2 Разряд единиц: 3
[Название файла: L2task8.pas
]
assert()
, в качестве параметра которой указывается условие, которое должно возвращать значение true
.Выполнить: Даны координаты точки (x,y) на координатной плоскости ( ≠ 0, ≠ 0). Вывести номер четверти:
✍ Решение:
var (x,y) := ReadInteger2; var quarter: integer; Assert((x<>0) and (y<>0), 'некорректный ввод'); // True if x>0 then if y>0 then quarter := 1 else quarter := 4 else if y>0 then quarter := 2 else quarter := 3; |