Lazarus 2. Элементы управления TButton (кнопка) и TLabel (надпись)

Лабораторная работа №2

Создайте новое приложение (Hello), которое при нажатии кнопки будет выводить слово Привет! на экран.

Инструментарий:

Объект (элемент управления) свойство name
форма frmHello
кнопка (tbutton) btnExit
кнопка (tbutton) btnHello
метка (tlabel) lblHello

lazarus кнопки

Выполнение:

  1. Создайте новый проект (приложение) и сохраните его, назвав Hello.lpi, и сохранив его в папке «Задание 2» (см. занятие №1).
  2. На новой форме (назовите ее frmHello, изменив значение свойства Name, а для свойства Caption задайте «Привет!») создайте следующие элементы управления: Кнопку – для выхода из программы, Надпись – для вывода надписи «Привет!», Кнопку для подачи команды к выводу надписи на метке:

Для этого на панели элементов Standart в верхней части экрана найдите элемент TButton (Кнопка)  и дважды щелкните по ней, чтобы добавить элемент на форму. На рабочей форме появилось изображение кнопки. Перейдите на панель Свойства и в поле Name задайте имя кнопки – btnExit. Аналогичным образом добавьте Надпись, на панели Панели элементов  Standart нажав дважды на TLabel. Задайте свойству Name надписи – lblHello. Разместите метку на форме выше кнопки. Затем добавьте еще одну кнопку и задайте ее свойству Name значение btnHello. Расположите ее на форме.

  1. Измените свойство Caption (надпись) у созданных элементов управления: для Кнопки btnHello на Сказать Привет!, для Кнопки btnExitВыход, для Надписи lblHello – сделать пустым.
  2. Расположите элементы управления, как показано на рис «форма Привет».

Когда Вы создаете приложение, Lazarus автоматически генерирует для него определенный код. Например, для целого приложения генерируется следующий код:

unit Unit1;
 Код основной программы
End.

Главный элемент в этом фрагменте это  Unit: организующая единица, модуль, которая группирует и связывает родственный код.

  1. Запрограммируйте событие Click для Кнопки btnExit оператором End. Для этого сделайте двойной щелчок на Кнопке btnExit и в открывшемся окне редактирования кода наберите на клавиатуре оператор Close; . В итоге должно получиться:
procedure TfrmHello.BtnExitClick(Sender: TObject);
begin
 close;
end;

В этом фрагменте главным элементом является procedure: это инструкция выполнения задания, которая по сути является процедурой. В данном случае это процедура для кнопки btnExit, которая генерируется по щелчку на кнопке (событие Click – по щелчку).

  1. Запустите приложение. Используйте для этого кнопку Запустить  на панели инструментов (можно использовать горячую клавишу F5).
  2. Нажмите на кнопку Сказать Привет! — ничего не происходит. Затем нажмите на кнопку Выход и убедитесь, что при нажатии приложение закончит свою работу.
  3. Запрограммируйте событие Click (по щелчку) для Кнопки btnHello следующим образом (см. пункт 5) (предварительно перейдите на дизайн формы, затем дважды щелкните на кнопке Сказать Привет!):
procedure TfrmHello.BtnHelloClick(Sender: TObject);
begin
  lblHello.Caption:='Привет!';
end;
  1. Повторите действия из пунктов 6 и 7.
  2. Сохраните приложение.
Дополнительное задание. Измените приложение Hello так, чтобы в метке при нажатии кнопки btnHello надпись Привет! добавлялась в конец надписи (Привет!Привет!Привет!…).
Вопросы для самоконтроля.

  1. Что такое элемент управления?
  2. Что такое событие?
  3. Назовите основную функцию элемента управления TButton.
  4. Каково основное предназначение элемента управления TLabel?
  5. Какой оператор Lazarus прекращает выполнение программы?
  6. Когда генерируется событие Click для элемента управления TButton?